Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

античная языковедческая традиция

Лингвистика

Анти́чная языкове́дческая тради́ция

(греко-латинская традиция, средиземноморская традиция) - традиция

описания и исследования языка, сложившаяся и существовавшая в

греко-латинском культурном ареале в 7 в. до н. э. - 6 в. н. э.

А. я. т. зарождается в средиземноморском ареале в эпоху становления

древнегреческой философии. Античных учёных, с одной стороны,

интересовала природа языка (связь между «именем» и «вещью»,

происхождение языка), с другой стороны, они

занимались изучением письменных знаков в целях обучения чтению и письму

(грамматическое искусство). Эти две области в той или иной степени

определяют становление и развитие языкознания во всём древнем мире (см.

Индийская языковедческая традиция, Китайская языковедческая традиция).

В 5 в. до н. э. проблемам языка уделяли значительное внимание

древнегреческие философы Гераклит, Парменид из Элеи, Эмпедокл, Демокрит,

Протагор, Горгий, Продик. До работ Платона сложилась определённая

система знаний о звуковом и грамматическом строе греческого языка, о его лексическом составе. Платон

в письмах и ряде диалогов обращался к проблемам языка («Кратил»,

«Теэтет», «Софист»). Но подлинным основоположником А. я. т.,

сформировавшим её структуру и основные направления, является Аристотель.

В трактатах «Категории», «Об истолковании», «Аналитики I и II»,

«Топика», «Поэтика», «Риторика» содержатся логические и грамматические

принципы подхода к изучению языка, получившие дальнейшее развитие в

античной, а затем в европейской науке. А. я. т. продолжена философскими

школами эпохи эллинизма в 3-1 вв. до н. э. Последовательный интерес к

проблемам языка проявляют стоики.

Вершиной развития А. я. т. можно считать александрийскую школу. Языкознание в Древнем Риме

до середины 2 в. до н. э. ограничивалось постижением основ письменной

культуры; позже начинается интенсивное изучение греческого языка,

литературы, поэтики и риторики греков.

В этот период многие греческие учёные-филологи начинают работать в

Риме. Крупнейшие представители древнеримской филологии: Варрон, автор

многочисленных трактатов о языке, Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь.

Трактат Цезаря «Об аналогии» (54 до н. э.) представляет собой попытку

разработки принципов грамматического описания и нормирования языка,

являясь одновременно свидетельством актуальности проблем

«правильности» латинской речи и государственного нормирования языка.

В 4 в. создано «Грамматическое руководство» Элия Доната, более тысячи

лет служившее основным учебником латинского

языка в Европе. По образцу грамматики Элия Доната были созданы

грамматики многих других языков, как канонических, так и «вульгарных»

(«новых» европейских литературных языков на

народной основе). Само имя Элия Доната (Донатуса) на многие века стало

синонимом слова «грамматика» в европейской

традиции.

А. я. т. после падения Рима в 476 ещё продолжает свое существование и

развитие в ряде сохранившихся центров греко-латинской учёности, в

частности в столице Восточной Римской империи - Константинополе.

В начале 6 в. здесь создаётся наиболее значительное из дошедших до нас

грамматических сочинений древности - латинский «Курс грамматики»

Присциана, состоявший из 18 книг. Эта грамматика была создана в

традициях александрийской школы с привлечением наблюдений и достижений

римских грамматиков. Грамматика Присциана фактически завершает развитие

А. я. т., но традиция эта канонизируется в Западной Европе в системе

тривия (см. Европейская языковедческая

традиция), В Восточную Европу, в частности к южным и восточным

славянам, античная учёность проникает через византийскую грекоязычную

традицию в связи с распространением христианства.

А. я. т. возникла в процессе рассмотрения одной из основных

философских проблем древнегреческого мировоззрения - проблемы

соотношения между «вещью», «словом» и «мыслью». В этот период ещё нет

понятия о языке как о некой сущности, отдельной от мысли. Разум и речь

понимаются в единстве как единый λόγος. Учение о слове - «логосе» является основой

древнегреческого учения о языке в единстве его онтологических,

логических и собственно грамматических свойств.

Грамматика как наука о строении языка началась с изучением письменной

речи, а так как опорным знаком греческого

письма была буква, то это учение строилось как иерархия

«складывания» из букв слогов, из слогов - слов, из слов - предложений. Был развит фонетический анализ звуков-букв («элементов»).

Дух демократизма, свободных философских дискуссий, отсутствие единого

государственного авторитета в рассмотрении проблем происхождения

языка и в вопросах языкового нормирования определяли условия развития

древнегреческой языковедческой мысли. В отличие от древнеиндийской

традиции, объявившей санскрит

сакральным языком «божественного происхождения», греко-латинская

традиция искала источники «правильности» речи в самом языке и в логике

познания мира через язык. На базе этих поисков возник античный «спор об

аналогии и аномалии», в котором особенно

отчётливо проявились расхождения между «стоическим» и «александрийским»

направлениями. В итоге сложилась традиция описания языка как системы

аналогических форм: выведение одних форм из других по аналогии в виде

правил, снабжение их примерами из литературных текстов, разделение

примеров на подтверждающие правила и на подтверждающие исключения

(«аномалии»).

В обсуждении проблемы о «происхождении имён» спор шёл между

сторонниками «природной» связи между «именем» и «вещью» (так называемая

теория φύσει) и сторонниками связи

«по положению», «по установлению» (так называемая теория θέσει). Диалектически рассматривал этот вопрос

Платон, полагавший, что данная проблема не может быть решена однозначно.

Аристотель, считая, что углубление в поиски «природных» свойств слов

тормозит развитие формально-логических исследований, позволяющих

оперировать словами как символами, признавал принципиальную условность

связи между «именем» и «вещью». В системе наук, предложенной

Аристотелем, язык стал предметом изучения логики («диалектики»),

грамматики и риторики. Аристотель

выделил во всяком словесном изложении следующие части: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение, сделав их основой

грамматического изучения языка. Имена и глаголы он разграничивал прежде

всего как субъект и предикат суждения с

присущими им категориальными модификациями.

Античная грамматическая традиция описания языка по частям речи и грамматическим категориям

(«акциденциям») легла в основу не только европейского языкознания, но и

ряда традиций средневекового Востока. Античные риторики и поэтики, в

частности труды Трасимаха Халкидонского, Горгия и Исократа, трактаты

Аристотеля «Поэтика» и «Риторика», а позднее трактаты Дионисия

Галикарнасского «О соединении слов», «Письмо к Помпею», Деметрия Хлора

«О стиле», Цицерона «Об ораторе» и «Оратор», «Поэтика» Горация,

анонимная «Риторика к Гереннию», сочинения Квинтилиана и Гермогена,

внесли значительный вклад в изучение синтаксиса

и стилистики; разработанные в них учения о

поэзии и прозе, о тропах и фигурах, о качествах речи, о сочетании слов, о

типах, или стилях, речи легли в основу европейских теорий стиля.

А. я. т. сложилась на материале описания двух языков - греческого и

латыни, но ориентация на изучение реализации в языке логических

категорий придала ей потенциально универсальный диапазон. Созданный ею

концептуальный строй и понятийный аппарат науки о языке оказался в целом

пригодным для описания как различных языков, так и наиболее общих

свойств языка как особого явления.

Маркс К. и Энгельс Ф., Об античности, Л.,

1932;

Античные теории языка и стиля, М.-Л., 1936;

Тронский И. М., Вопросы языкового развития в античном

обществе, Л., 1973;

Попов П. С., Стяжкин Н. И., Развитие логических

идей от античности до эпохи Возрождения, М., 1974;

Амирова Т. А., Ольховиков Б. А.,

Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М., 1975

(лит.);

Античные риторики, М., 1978;

Рожанский И. Д., Античная наука, М., 1980;

История лингвистических учений. Древний мир, Л., 1980 (лит.);

Historiography of linguistics, 1, «Current Trends in

Linguistics», v. 13, The Hague - P., 1975.

Н. Ю. Бокадорова.

Полезные сервисы