Анти́чная языкове́дческая тради́ция
(греко-латинская традиция, средиземноморская традиция) - традиция
описания и исследования языка, сложившаяся и существовавшая в
греко-латинском культурном ареале в 7 в. до н. э. - 6 в. н. э.
А. я. т. зарождается в средиземноморском ареале в эпоху становления
древнегреческой философии. Античных учёных, с одной стороны,
интересовала природа языка (связь между «именем» и «вещью»,
происхождение языка), с другой стороны, они
занимались изучением письменных знаков в целях обучения чтению и письму
(грамматическое искусство). Эти две области в той или иной степени
определяют становление и развитие языкознания во всём древнем мире (см.
Индийская языковедческая традиция, Китайская языковедческая традиция).
В 5 в. до н. э. проблемам языка уделяли значительное внимание
древнегреческие философы Гераклит, Парменид из Элеи, Эмпедокл, Демокрит,
Протагор, Горгий, Продик. До работ Платона сложилась определённая
система знаний о звуковом и грамматическом строе греческого языка, о его лексическом составе. Платон
в письмах и ряде диалогов обращался к проблемам языка («Кратил»,
«Теэтет», «Софист»). Но подлинным основоположником А. я. т.,
сформировавшим её структуру и основные направления, является Аристотель.
В трактатах «Категории», «Об истолковании», «Аналитики I и II»,
«Топика», «Поэтика», «Риторика» содержатся логические и грамматические
принципы подхода к изучению языка, получившие дальнейшее развитие в
античной, а затем в европейской науке. А. я. т. продолжена философскими
школами эпохи эллинизма в 3-1 вв. до н. э. Последовательный интерес к
проблемам языка проявляют стоики.
Вершиной развития А. я. т. можно считать александрийскую школу. Языкознание в Древнем Риме
до середины 2 в. до н. э. ограничивалось постижением основ письменной
культуры; позже начинается интенсивное изучение греческого языка,
литературы, поэтики и риторики греков.
В этот период многие греческие учёные-филологи начинают работать в
Риме. Крупнейшие представители древнеримской филологии: Варрон, автор
многочисленных трактатов о языке, Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь.
Трактат Цезаря «Об аналогии» (54 до н. э.) представляет собой попытку
разработки принципов грамматического описания и нормирования языка,
являясь одновременно свидетельством актуальности проблем
«правильности» латинской речи и государственного нормирования языка.
В 4 в. создано «Грамматическое руководство» Элия Доната, более тысячи
лет служившее основным учебником латинского
языка в Европе. По образцу грамматики Элия Доната были созданы
грамматики многих других языков, как канонических, так и «вульгарных»
(«новых» европейских литературных языков на
народной основе). Само имя Элия Доната (Донатуса) на многие века стало
синонимом слова «грамматика» в европейской
А. я. т. после падения Рима в 476 ещё продолжает свое существование и
развитие в ряде сохранившихся центров греко-латинской учёности, в
частности в столице Восточной Римской империи - Константинополе.
В начале 6 в. здесь создаётся наиболее значительное из дошедших до нас
грамматических сочинений древности - латинский «Курс грамматики»
Присциана, состоявший из 18 книг. Эта грамматика была создана в
традициях александрийской школы с привлечением наблюдений и достижений
римских грамматиков. Грамматика Присциана фактически завершает развитие
А. я. т., но традиция эта канонизируется в Западной Европе в системе
тривия (см. Европейская языковедческая
традиция), В Восточную Европу, в частности к южным и восточным
славянам, античная учёность проникает через византийскую грекоязычную
традицию в связи с распространением христианства.
А. я. т. возникла в процессе рассмотрения одной из основных
философских проблем древнегреческого мировоззрения - проблемы
соотношения между «вещью», «словом» и «мыслью». В этот период ещё нет
понятия о языке как о некой сущности, отдельной от мысли. Разум и речь
понимаются в единстве как единый λόγος. Учение о слове - «логосе» является основой
древнегреческого учения о языке в единстве его онтологических,
логических и собственно грамматических свойств.
Грамматика как наука о строении языка началась с изучением письменной
речи, а так как опорным знаком греческого
письма была буква, то это учение строилось как иерархия
«складывания» из букв слогов, из слогов - слов, из слов - предложений. Был развит фонетический анализ звуков-букв («элементов»).
Дух демократизма, свободных философских дискуссий, отсутствие единого
государственного авторитета в рассмотрении проблем происхождения
языка и в вопросах языкового нормирования определяли условия развития
древнегреческой языковедческой мысли. В отличие от древнеиндийской
сакральным языком «божественного происхождения», греко-латинская
традиция искала источники «правильности» речи в самом языке и в логике
познания мира через язык. На базе этих поисков возник античный «спор об
аналогии и аномалии», в котором особенно
отчётливо проявились расхождения между «стоическим» и «александрийским»
направлениями. В итоге сложилась традиция описания языка как системы
аналогических форм: выведение одних форм из других по аналогии в виде
правил, снабжение их примерами из литературных текстов, разделение
примеров на подтверждающие правила и на подтверждающие исключения
(«аномалии»).
В обсуждении проблемы о «происхождении имён» спор шёл между
сторонниками «природной» связи между «именем» и «вещью» (так называемая
теория φύσει) и сторонниками связи
«по положению», «по установлению» (так называемая теория θέσει). Диалектически рассматривал этот вопрос
Платон, полагавший, что данная проблема не может быть решена однозначно.
Аристотель, считая, что углубление в поиски «природных» свойств слов
тормозит развитие формально-логических исследований, позволяющих
оперировать словами как символами, признавал принципиальную условность
связи между «именем» и «вещью». В системе наук, предложенной
Аристотелем, язык стал предметом изучения логики («диалектики»),
грамматики и риторики. Аристотель
выделил во всяком словесном изложении следующие части: элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение, сделав их основой
грамматического изучения языка. Имена и глаголы он разграничивал прежде
всего как субъект и предикат суждения с
присущими им категориальными модификациями.
Античная грамматическая традиция описания языка по частям речи и грамматическим категориям
(«акциденциям») легла в основу не только европейского языкознания, но и
ряда традиций средневекового Востока. Античные риторики и поэтики, в
частности труды Трасимаха Халкидонского, Горгия и Исократа, трактаты
Аристотеля «Поэтика» и «Риторика», а позднее трактаты Дионисия
Галикарнасского «О соединении слов», «Письмо к Помпею», Деметрия Хлора
«О стиле», Цицерона «Об ораторе» и «Оратор», «Поэтика» Горация,
анонимная «Риторика к Гереннию», сочинения Квинтилиана и Гермогена,
внесли значительный вклад в изучение синтаксиса
и стилистики; разработанные в них учения о
поэзии и прозе, о тропах и фигурах, о качествах речи, о сочетании слов, о
типах, или стилях, речи легли в основу европейских теорий стиля.
А. я. т. сложилась на материале описания двух языков - греческого и
латыни, но ориентация на изучение реализации в языке логических
категорий придала ей потенциально универсальный диапазон. Созданный ею
концептуальный строй и понятийный аппарат науки о языке оказался в целом
пригодным для описания как различных языков, так и наиболее общих
свойств языка как особого явления.
Маркс К. и Энгельс Ф., Об античности, Л.,
1932;
Античные теории языка и стиля, М.-Л., 1936;
Тронский И. М., Вопросы языкового развития в античном
обществе, Л., 1973;
Попов П. С., Стяжкин Н. И., Развитие логических
идей от античности до эпохи Возрождения, М., 1974;
Амирова Т. А., Ольховиков Б. А.,
Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М., 1975
(лит.);
Рожанский И. Д., Античная наука, М., 1980;
История лингвистических учений. Древний мир, Л., 1980 (лит.);
Historiography of linguistics, 1, «Current Trends in
Linguistics», v. 13, The Hague - P., 1975.
Н. Ю. Бокадорова.